На главную страницу

 

 

                     Идрис Шах.  ОТРЫВКИ И ЦИТАТЫ

 

01

Люди, которые могут учить, в то или иное время изучали реакцию на учение почти всех, интересующихся метафизикой. Часто такие потенциальные учащиеся ничего не знают об этом изучении. Они продолжают искать высшее знание с помощью попыток контактировать с сырыми [crude] формами того, что, как они воображают, является настоящим учением.

Знание как знать. Раздел II

 

02

Многие учебные материалы имеют два или более значения/измерения. Раскрытие этих значений может быть сделано только с помощью специальной, а не известной, техники.

Знание как знать. Раздел III

 

03

Пророк сказал, что человек в день Возврата [собственности] встанет в форме того или иного животного, соответствующего его главной характеристике. Его форма (образ) окажется превращенным в форму животного или другую форму, которую он внутренне напоминает, а не в его человеческую форму. В своем сне человек видит себя человеком; однако, он может видеть себя, в соответствии со своей главной характеристикой, как овцу, или обезьяну, или борова.

Наблюдения за покровом

 

04

Для того, чтобы владеть тем, что нужно ученику, Учитель должен быть тем, кто перешел за пределы внешнего и реализовал свое самое внутреннее «я», после преодоления барьеров, поставленных привязанностью к внешним факторам. Он реально существует и осознает свое существование. Как сказал Ибн Араби: «Источником всякого существования является Абсолютное существование»

Учиться как учиться

 

05

Истинное положение вещей мешают понять два изъяна современного мышления. Во-первых, наши современники пытаются судить о людях прошлого по себе. Во-вторых, обычная трудность, с которой сталкиваются поверхностные теоретики, заключается в том, что они никогда не пытались понять суфизм изнутри.

Суфии

 

06

В суфийских кругах студенты обычно впитывают истории предназначенные для их обучения [или пропитываются ими] для того, чтобы их внутренние измерения могли быть раскрыты обучающим их учителем так и когда они [студенты] будут считаться готовыми для переживаний, которые эти истории несут.

Сказки дервишей

 

07

 

08

   Ну что ж, вернемся к вопросу рабочего формата, к структурам. Мы обнаружили, что западного человека трудно убедить в том, что мы можем работать только с людьми,  отобранными как подходящие для нашей работы, а не с людьми, желающими в ней участвовать, даже если они готовы пожертвовать своими деньгами, служить нам верой и правдой и т.д.

Знание как знать. Раздел I

 

09

   Второй элемент коммуникации, это если группа действует правильно, в соответствии с требованиями, будучи должным образом сбалансированной, без излишней эмоциональности и излишнего интеллектуализма, то возникает прямой контакт между людьми, связанными с этой работой, и контакт этот – телепатический.

Знание как знать. Раздел I

 

10

   Теперь люди должны узнать нечто, что раньше передавалось только по секрету: существует множество разновидностей духовных, социальных и религиозных группировок. Все они привязаны к временнОму фактору. Большинство из них анахроничны. Все они, кроме содержащих подлинные внутренние учения, серьезно заражены, что является результатом их нахождения в течение какого-то времени в земных условиях. Это делает их опасными для каждого, в лучшем случае, в той же степени, как и полезными.

Знание как знать. Раздел II

 

11

   Другое качество подлинной суфийской группы состоит в том, что ее участники отбираются и приводятся в гармонию, чтобы извлечь максимум преимуществ от группового обучения. Чтобы достичь этого, нужна не трогательная вера в восточных мастеров, которых можно заманить, но очень специализированное суфийское знание гармонизации.

Знание как знать. Раздел II

 

12

   «Суфизм основан на определенного рода гармонической настройке [attunement] на нечто, находящееся за пределами наших обычных ограничений.»

(Некоторые аспекты суфийского знания)

 

13

   Другое весьма распространенное утверждение или подоплека, различимая в словах подобных бесполезных наставников, звучит так: «Это не понятно, но если мы будем настойчивы, понимание придет к нам».

   С такого рода субъектом особенно тяжело иметь дело потому, что он или она страдает тайным желанием доминировать. Эта болезнь скрыта как от самого больного, так и от остальных участников группы, за завесой «жадности» и самообмана. Только восстановление истинного смирения способно излечить от нее. Это, в свою очередь, может произойти, если такой человек раскается в желании доминировать. Но требовать это от того, кто уже вошел во вкус своего пристрастия, значит требовать практически невозможного.

   Часто люди говорят: «Этот человек так предан цели, ничего не получая взамен от группы, и чтобы такой человек заблуждался или стремился к личной власти?» Подобный вопрос игнорирует тот факт, что есть и другие вещи, которые могут корыстно извлекаться из ситуации помимо, скажем, денег или очевидной власти. Как правило, можно опознать такого заблуждающегося, хотя и высоко ценимого другими, руководителя по следующему признаку: такой руководитель создает у других впечатление, что он действует согласно каким-то инструкциям, которые получает от некоего Учителя, живого или мертвого.

   В жизни же подобных людей наблюдается весьма знакомая модель. Как правило, то есть, скорее чаще всего, у этих людей имеются огромные трудности личного и социального характера, их сопровождают постоянные проблемы, которые приписываются «неким испытаниям» или «личному кресту», который «он возложил на себя». Однако с ним происходит всего лишь то, что данный индивидуум в событиях усматривает отнюдь не те причины, что их создают, и эта жизненная модель преследует его иногда в течение многих лет.

   К счастью, иногда эта ситуация поддается исправлению. Но такое исправление частично зависит и от того, сумеет ли подобный руководитель группы признать, что ему (или ей) необходимо самому учиться, прежде чем руководить другими. Существует большой пробел в знаниях такого человека. Пока этот пробел не будет заполнен, никакой прогресс не возможен.

   Однако, перестраиваться должны не только руководители групп. Большая доля «вины» за сложившуюся ситуацию лежит также и на остальных участниках группы. Их желание участвовать в чем-то важном, особом или многообещающем, тот факт, что они дали ход чрезмерному  чувству собственной зависимости – все это привело к тому, что они усыпили в себе здравый смысл, который необходим суфиям для достижения любого прогресса.

   Мне неоднократно попадались люди, которые говорили: «Я только потому цепляюсь за эту группу, что на самом деле хочу учиться, а не вижу для себя другой возможности».

   Тому, кто так говорит, это кажется весьма правомерным. Но как он объяснит тот факт, что существуют тысячи, возможно миллионы людей, которые хотят учиться не меньше, чем он, но не ввязались в подобные неадекватные сборища?

Знание как знать. Раздел II

 

14

                                                  Все знание находится повсюду

   Сказать, что все знание присутствует повсюду, является такой же истиной, как и любое другое утверждение, которое можно высказать.

   На практике же, только присутствие учителя позволяет знанию проникать в ученика.

   Человеческий элемент абсолютно необходим.

   Учителя – это не те, кто, как вы, по-видимому, надеетесь, дадут вам возможность ощутить мир и гармонию. Они могут дать вам любовь, знание, способность к действиям настолько продвинутого порядка, что эти, ранее известные вам, понятия, представятся как имитация.

Знание как знать. Раздел II

 

15

   Люди, думающие, что духовные, эзотерические, высшие движения в мире возникают ни с того, ни с сего, должны уяснить, что нет ничего более далекого от истины, чем это предположение. Чрезвычайно сложное планирование и подготовка должны предшествовать  любому подлинному учению.

Знание как знать. Раздел II

 

16

   Человек может быть жив клинически и в то же время, вопреки всем видимым признакам, духовно мертв.

Знание как знать. Раздел II

 

17

   Чтобы выявить правильную реакцию, людям в качестве испытания часто даются переживания необычного характера. Большинство проваливает этот экзамен. Самый распространенный пример, когда людям дают почувствовать что-то из сферы истинной реальности, и они тут же воображают, что должны учить этому других.

Знание как знать. Раздел II

 

18

   Подлинный мотив религиозного проповедования состоит не в том, чтобы облагородить общество, внушить людям мораль и тому подобное, а в том, чтобы с помощью особой подготовительной технологии сделать людей способными следовать по пути высшего развития и выносить то, что с этим связано. Однако большинство известных нам религиозных систем стабилизировались сегодня на поверхностных вещах и эмоциональности, потеряв всякий контакт с высшими уровнями смысла, заключенного в их собственных увещеваниях: они остались с мясом, но потеряли рецепт.

Знание как знать. Раздел II

 

19

   Настоящая суфийская работа всегда невидима для посторонних.

Современные виды суфийской деятельности

 

20

   Единственное спасение [из создавшейся ситуации] – через большее знание. Люди говорят о ‘служении, усилии, любви, знании’. Но имея знание, вы знаете, чем любовь является, а чем – нет. Имея знание вы можете служить, вы можете делать усилия. Знание может быть не выше любви, но оно является существенным пререквизитом [необходимым предварительным условием]. Если вы не понимаете, вы не в состоянии любить. Вы можете только воображать, что вы любите.

Знание как знать. Раздел IV

 

21

   Если вас учили только тому, что высшим достижением является ползание, и вы не знаете о хождении, являетесь ли вы подходящим инструктором?

   Если вы думаете, что лучше учить людей ползать, чем оставить их лежать на земле, помните, что тот, кто в состоянии учить ходить, в состоянии также учить ползать; но тот, кто может только учить ползать, может сделать людей такими, что они не будут в состоянии обучиться следующему уроку.

Знание как знать. Раздел IV

 

22

   Во всех человеческих сообществах, во все времена, существует один процесс, который является показателем прогресса индивидуума или группы.

   Это рост качества и тонкости [утонченности] понимания вещей.

Знание как знать. Раздел III

 

23

   Намного более распространенными, однако, являются группы, которые черпают силы из более знакомого, хотя и менее очевидного источника, чем просто отсутствие здравого смысла. Их считают суфийскими, но их динамика, то, что объединяет их, является чем-то совершенно иным.

   Это что-то можно определить, как негласный договор тех, кто желает находиться в социальной группе, с одной стороны, с теми, кто, чаще всего неосознанно, желает проявлять лидерство, с другой.

   Феномен этот сегодня хорошо известен и документирован экспертами в таких областях, как антропология, социология и психология. Но он все еще недостаточно понят широкой массой людей. И причину не надо долго искать. Когда какое-то количество людей объединяется во имя общей цели, они исходят из аксиомы, что эта номинальная очевидная цель и есть основной фактор, объединяющий и сохраняющий их как группу.

   Реальность же состоит в совершенно обратном. Если бы у них не было желания сбиться в кучу, никто из них и не подумал бы о формировании группы. Если бы у них не было их предполагаемой цели, они нашли бы другую цель, чтобы объединиться. Вот ведь, как все просто.

   Одна из причин того, что это захватывающее и важное знание, подтвержденное огромным количеством социологических исследований на Западе, с таким трудом проникает в сознание обычного человека, состоит в следующем: люди дорожат своими группами. Они также искренне заинтересованы в целях, провозглашенных группой. Все, кто, как им кажется, смеется над ними или угрожает существованию их группы, всего лишь ставя под вопрос некоторые их убеждения, становятся их врагами.

   Таким образом, с психологической точки зрения, в поведении группы наблюдается фактор с далеко идущими последствиями, как для группы в целом, так и для ее отдельных участников, и этот фактор наиболее заметен в том, что людям мучительно трудно расстаться со своей группой, даже когда их участие в ней нежелательно.

   И еще одна дополнительная сложность: многие группы часто представляют собой ценные объединения, выполняющие важную и полезную работу. В силу этого у людей возникает невольное убеждение, что та или иная группа ДОЛЖНА быть хорошей, должна быть полезной. Это чувство подкрепляется духом товарищества, сопровождающего деятельность группы: люди извлекают еще и эмоциональное удовлетворение из своего членства. Эти группы, однако, что бы ни воображали их члены, не являются суфийскими. Если кто-то посторонний скажет им: «Ваша группа – всего лишь общественная ячейка», – ему ответят: «Вам не понять того, что она значит для всех нас. Вы просто не в состоянии почувствовать то, что чувствуем мы». При таких обстоятельствах группа вырабатывает в себе мощный инстинкт самосохранения. Но, разумеется, она не является духовной, что бы ни воображали ее участники. И что бы она ни чувствовала, здесь налицо работа воображения.

Знание как знать. Раздел II

 

24

      Когда вы поймете разницу между сосудом [container] и его содержимым, вы будете обладать знанием.

Книга Книг

 

25

      Три способности, - продолжает Газзали, - идут рука об руку с суфийским знанием:

1. Сознательно расширенная сила сверх(чувственного) восприятия;

2. Способность выходить из тела;

3. Способность приобретать, путем прямого восприятия [direct awareness], знание, получаемое иначе только большим трудом.*

Надушенный скорпион

==============

* Газзали: Алхимия счастья

 

26  

   ... А теперь может быть интересным увидеть письмо, относящееся к типу писем, на которые я не могу ответить. Это очень часто встречающийся вид писем; десятки таких писем, каждую неделю, содержат одну или больше фраз, которые характеризуют это письмо:

      «Я хочу составлять единое целое с реальным миром; развить мой потенциал, найти то, что

      потерялось в моей жизни. Чтобы видеть и чувствовать вещи более объективно, мне

      необходимо будет отделить себя от тех предпосылок, которые были заложены в меня моей

      страной, моими родителями, моей культурой. Я чувствую, что мы все покинули Естественный  

      Порядок, и мы должны вернуться к нему ...  Я ищу одухотворения материала, и исправления

      ограниченной жизни, в которой я нахожу себя...

 

   Эта бессвязность [непоследовательность], когда вам приходится встретиться с людьми, пишущими подобным образом, всегда скрывает за собой чрезмерное развитие тех достоинств, которые суфийская деятельность старается ослабить, и почти полное отсутствие тех вещей, которые суфийское воздействие пытается развить...

Знание как знать. Раздел V

 

27

Газали [в «Возрождении религиозных наук»] показывает, что элемент, называемый суфиями “знанием”, употребляется как техни­ческий термин, и что его роль для существования человека неизмеримо превышает значение того, что обычно считается знанием. Более поздние мыслители и те, кто писал, подвергаясь меньшей опасности всеобщих нападок, назовут эту форму знания той самой силой, которая поддерживает человечество.

Знание, говорит он (цитируя Фатаха эль-Мосули.), цель суфиев – это то, что поддерживает жизнь в такой степени, что если бы его передача была прервана на три дня, сущность человека умерла бы подобно тому, как умер бы человек, лишенный пищи, или больной без необходимых лекарств. Поэтому суфийское знание есть нечто, непрерывно льющееся в человека. Именно восприятие и использование этого знания является целью мистиков.

Что же это за особое знание, поддерживающее человека? Это настолько более высокая вещь, чем, скажем, вера (которую люди называют религией), что “те, кто действительно знает, по положению в семьсот раз выше тех, кто верует”.

 

                                                         *   *   *

Те, кто обладает Мудростью

“На земле всегда есть Мудрые люди. Мудрецы века – это Светочи Эпохи. От Светильников Века получают свой свет другие”. (Аль-Хасан.)

 

                                                         *   *   *

Особые качества искателя

“Обязательным требованием для получения знания является способность получающего сохранять его без потерь.” (Икрима.)

 

   Мудрость идиотов

 

28

      ... Наставник – это не только тот, кто говорит другим, как делать те или иные вещи, действуя по установленным принципам. Если наставник не знает в точности, какова внутренняя ситуация каждого учащегося, он может добиться того, что прямо противоположно его намерениям.

Мудрость идиотов

 

 

   Истинное учение начинается с Хранителей, Владык Знания и Понимания. Оно не начинается с 
Любви, Усилия или Действия,  ибо истинные любовь, усилие и действие становятся возможными 
лишь благодаря истинному знанию.

Путь суфия. Гл. «Рост, упадок и обновление»

 

   Обусловленность – это не просто специализация, это означает приобретение определенных автоматических реакций, в результате чего человек лишается возможности мыслить гибко. Ошибки и проблемы, порождаемые этим типом мышления, можно увидеть в политической, религиозной и социальной жизни, повсюду в современном мире.

Люди становятся одержимыми, их обуревает какая-то идея, и они становятся менее способными – заметьте, менее, а не более способными – к учению. В этой ситуации они способны только действовать и чувствовать, проявлять интеллект или эмоции, однако не способны учиться глубокому знанию.

Мы можем помочь восстановить гибкость специализации и регулировку фокуса. Такой метод обучения сильно отличается от того, что известен сегодня большинству людей.

В современном мире мы находимся в весьма парадоксальной ситуации, потому что, хотя теоретически человек знает, что может сначала обратить внимание на что-то, а потом отвлечь свое внимание от этого, чаще всего он этого не делает. В слишком многих областях он не способен обратить на что-то внимание, и затем позволить себе отвлечься от этого и обратить внимание на что-то другое.

Как только он встречается с тем, что его привлекает, то отдается этому, не будучи способным отвлечься, и в результате теряет объективность.

Заметьте, что во многих, если не во всех языках есть слово «объективность», что настраивает людей воображать, будто они уже обладают этим качеством или могут легко пользоваться им. Это фактически то же самое, что сказать: раз я знаю слово «золото», значит, я богат.

С последствиями этого недостатка гибкости мышления мы встречаемся повсюду, в каждой стране, в каждой культуре, и этот недостаток гибкости более всего угрожает существованию человечества. Не будет преувеличением сказать, что человек может в результате этого погубить себя. Важность

этой проблемы трудно переоценить.

Знание как знать. Раздел I ()

 

 

   Нам недостаточно просто создать структуру, в которой люди могли бы учиться, а потом покинуть её, предоставив тем, кто в ней участвует продолжать обучение до конца дней своих. Такой подход просто автоматизирует людей. Вот почему мы не можем создавать массового движения, у нас должно быть движение органическое.

   Отличие органического движения от массового в том, что массовое движение состоит из массы людей, тогда как органическое похоже на растение, в котором указания [в отношении действий] поступают по мере необходимости, в соответствии с потребностями.

   Например, если растению нужно больше воды, оно посылает сигнал корням и необходимое количество воды поднимается от корней к стеблю и выше.

   Когда вы работаете с массами, такого, естественно, нет. У вас просто есть массы, которые жаждут чего-то. Растение же, конечно, тонкая, сложная и разнообразная структура. Не всем листьям одновременно нужна вода, так что их питание должно быть правильным образом организовано.

Поэтому мы используем термин органическое.

Знание как знать. Раздел I ()

 

   В нашей деятельности существует ряд форматов. Например, формой нашей работы может быть профессия, деятельность по производству чего-либо. Мы собираем некоторое количество людей с производственной целью, это могут быть ковры или столы или сельскохозяйственные работы. Обеспечив скрупулезный подбор людей и постановку правильной цели, мы достигаем

значительного результата. Такой вид деятельности в прошлом и создавал величайшие образцы искусства и великие достижения человеческой культуры.

Это и есть тот вид деятельности, через которую мы работаем, деятельность, в которую, как вы, конечно, слышали, были вовлечены строители великих кафедральных соборов древности и художники прошлого, преследовавшие как профессиональные, так и духовные цели.

Знание как знать. Раздел I (10н)

 

   Настоящие суфийские центры находятся во многих, если не в большинстве

стран мира. Они образуются там, где в них возникает потребность, и так

было и продолжается много веков.

   Такие центры организуются сознательно. Иными словами мы не используем

западную систему. Западная и другие примитивные системы собирают людей,

интересующихся неким вопросом. После чего предполагается, что эти люди

подходящи и могут учиться. Люди воображают также, что каждый, кто хочет,

или был избран, Бог весть на каком основании, способен их обучать. Или

вообще считается, что при затрате определенных усилий или заданном

направлении, обучение придет само собой.

Знание как знать. Раздел I (11н)

 

Вы, наверное, верите, что в демократическом обществе каждый имеет право получить то, что предлагается.

   Согласен. Но! С идеей демократии в западном сознании сосуществует и еще

одна идея. К сожалению, это идея массового производства, согласно

которой люди – не человеческие существа, а некий продукт. На этой идее

зачастую выстраивается современное мышление, и вам следует остерегаться

этого. Такой склад ума, этакая заводская ментальность порождает

следующую мысль: «заведите всех этих людей в помещение, расскажите им

что-то, натренируйте их, и затем выпускайте готовый продукт».

   Наше понимание человечества значительно выше этого. Для меня вы

индивидуальности, а никак не объекты, подлежащие моей обработке,

прохождению через  мой курс, словно все вы одинаковые на входе и,

получив одно и тоже, становитесь одинаковыми на выходе. Такой подход

хорош для производства сосисок, но не для развития человеческих существ.

Знание как знать. Раздел I

 

   Возможно, вы встречали в группах, в которых вы работали, в любых группах, множество людей, которые тянут на себя внимание, или хотят создавать проблемы, или они хотят психотерапии, или хотят денег, или хотят комфорта, или хотят родительской опеки, или еще чего-то, что они ожидают получить от группы. Заметим сразу, что в обычном мире каждый может получить все это проще, легче и удобнее, и потому мы поощряем каждого на то, чтобы у него были близкие друзья, свой круг социальных знакомых, своя отдушина в жизни, чтобы он не зависел от нас в этом вопросе. Делается это по той причине, что иначе вы превратите вашу учебную группу в общественную организацию, и ее цели будут потеряны и станут узко социальными.

Знание как знать. Раздел I

 

… когда ко мне приходят люди в поисках гуру, я начинаю рассуждать как материалист, далекий от проблем человечества, и веду себя довольно развязно. Я отпускаю шуточки, и пришедший понимает, что я личность не серьезная, и безболезненно покидает меня.

   Его вывод: «Это не хороший человек. Слава Богу, что я не попал в его руки». Каждый остается при своем. Это восточная методика, потому что на Западе люди не любят терять свою значимость, не любят терять чувство собственного достоинства, тем самым лишая себя этого оружия и выпуская из рук важный инструмент.

Знание как знать. Раздел I

 

   Участники суфийской группы – это те, кому было предписано присоединиться к группе кем-то, кто знает, что это такое. И этот кто-то может быть только суфием. А суфий – это тот, кто завершил процесс своего обучения и является конечным результатом этого процесса, а не тем, кто все еще учится (в любом смысле). Искатели – это не суфии.

Знание как знать. Раздел II

 

 

 

 

 

 

На главную страницу